
Методическая служба организовала и провела методический совет по теме "Методические рекомендации по организации внутришкольной системы профилактики школьной неуспешности: теория и практика". Педагогический коллектив попытался выявить истинные причины неуспешности с точек зрения педагогов, учащихся, родителей. А затем найти пути решения негативных фаторов, которые способствуют неуспешности. Учебная неуспешность - что же это такое? И каким образом проявляется?
Учебная неуспешность — это неспособность обучающегося своевременно и в полном объёме выполнить учебную программу по одному или нескольким учебным предметам. Возникает вследствие несформированности учебной деятельности или её отдельных элементов, в результате потери интереса к школьной жизни или в связи с несформированностью внутренней позиции обучающегося.
Проявления учебной неуспешности на разных уровнях школьного образования своеобразны:
Для начального образования (1–4 классы) характерны проявления, специфические для отдельных школьных предметов: пропуск букв и орфографические ошибки (родной язык), трудности решения математических задач (математика). Наряду с ними, некоторые проявления учебной неуспешности младших школьников встречаются при изучении любых учебных предметов: затруднения в действиях по образцу, трудности понимания объяснений учителя, затруднения в понимании и пересказе текстов.
В основной школе (5–9 классы) учебная неуспешность проявляется в пробелах в предметных знаниях, низком интересе к поиску решения учебной задачи, неустойчивой успеваемости. У обучающихся отмечаются также трудности адаптации к различным требованиям многих учителей, проблемы выстраивания взаимоотношений с одноклассниками.
На уровне полной средней школы (10–11 классы) к типичным вариантам учебной неуспешности относятся устойчиво низкая успеваемость практически по всем предметам, неровная или низкая успеваемость по любимым предметам, к которым у обучающихся имеется ярко выраженный интерес.
Причины учебной неуспешности могут быть внешними и внутренними. К внешним причинам относят снижение ценности образования, несовершенную организацию учебного процесса, перегрузку обучающихся, негативное влияние семьи, друзей. К внутренним причинам относят дефекты здоровья, отсутствие мотивации обучающихся, слабое умственное развитие и недостаточное развитие волевой организации.